Хотя до сентября еще много времени, но уже сейчас преподаватели и студенты Института наметили темы новых научных изысканий.
Вообще научная жизнь Института довольно насыщенная – студенты и преподаватели участвуют в многочисленных, в том числе и международных, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, конкурсах и других подобных мероприятиях. При этом внести свой вклад в развитие юридической науки могут даже студенты первого курса.
Что дает студентам наука и как она помогает в профессиональной деятельности. На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора по научной работе Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат философских наук, доцент, Марина Васильевна Михайлова.
Марина Васильевна, какова, по Вашему мнению, роль науки в жизни человека и общества?
На такой фундаментальный вопрос я могу ответить лишь очень коротко, не претендуя на полноту.
Если говорить о человеке, то наука способствует формированию самостоятельного мышления. Между тем, наука – лишь одна из форм постижения действительности и узкий сциентизм без опоры на духовно-нравственные ценности культуры будет ущербным. Признание ограниченности притязаний человеческого разума, тем не менее, не должно вести к его отрицанию. Еще Платон в иерархии доступных для человека способах постижения действительности все-таки самым совершенным считал разумное осмысление истинно-сущих родов бытия или идей.
Для современного общества развитие теоретического знания обеспечивает технико-технологический прогресс, последний же, как двуликий Янус, имеет две стороны. С одной стороны научно-технический прогресс делает нашу жизнь более комфортной, но с другой – наполняет ее новыми угрозами и рисками. Например, информационные и биомедицинские технологические инновации изменяют не только среду, но и открывают возможности модификации природы человека. Назревает новая гуманитарная революция, когда достижения науки оцениваются в более широком контексте культуры и проходят гуманитарную экспертизу. В этом процессе важное значение имеет развитие права. Появляются новые отрасли права (информационное, медицинское), направленные на регулирование видов деятельности, порожденных внедрением научных достижений.
Как Вы оцениваете введение ЕГЭ?
В условиях нарастающего социально-экономического расслоения введение ЕГЭ в некоторой степени выравнивает возможности получения высшего образования выпускниками провинциальных школ, способными детьми родителей с невысоким социальным статусом и из небогатых семей. Но решение проблемы оказалось не таким простым – негативные стороны ЕГЭ стали сегодня очевидными. Прежде всего, речь идет об освоении социально-гуманитарных дисциплин. Формализация и алгоритмизация проверки знаний, где нет субъективной оценки, исключила возможность оценить способность выпускника самостоятельно мыслить в живом диалоговом общении.
Какими знаниями и качествами должен обладать абитуриент, поступающий в МГЮА?
На мой взгляд, это самостоятельно мыслящая, творческая личность, умеющая дисциплинировать себя и организовать свою деятельность в учебном процессе; это люди с активной жизненной и гражданской позицией, с широким мировоззренческим кругозором и высокой культурой.
Какие изменения Вы хотели бы внести в школьную систему образования, чтобы абитуриенты были более подготовлены к обучению в вузе?
На мой взгляд, не только школьная система образования, но и вузы должны готовить подрастающее поколение к изменяющимся условиям жизни. В современном обществе и системе образования все большую роль играет компьютерная техника, информационные технологии, тексты и тесты. Философия из метафизики превращается в постмодернистских концепциях в метаинформатику, где единственной подлинной реальностью считается информация, мыследеятельность без субъекта, без человека, текст без автора и читателя и провозглашается уже не только «смерть бога», но и «смерть человека». И не нужно иметь семь чипов во лбу, чтобы понять: информатизация и технологизация в отрыве от духовных ценностей и культуры – это путь в никуда, уничтожение бытия, по крайне мере, человеческого. В художественной форме немой ужас бытия перед наступающим ничто выражен в картине Э. Мунка «Крик». Я считаю, что в условиях реформирования системы образования, важнейшей задачей выступает подготовка учителей школ, ученых и преподавателей вузов, как личностей, играющих ключевую роль в системе образования и воспитания подрастающего поколения. И этот процесс не исключает, а предполагает использование живого слова в живом общении живых и переживающих людей, а не просто носителей информации, которых в перспективе могут заменить транс-или-постчеловеки.
Что, на Ваш взгляд, для будущей профессиональной практической деятельности, не связанной с наукой, даст студентам опыт участия в научных конференциях, подготовка научных публикаций?
В правоприменительной практике высококвалифицированный специалист должен не только хорошо знать существующее законодательство той или иной отрасли права и стремиться совместить его реализацию со справедливостью, но и видеть в нем пробелы, дефекты, коллизии. Научно-исследовательская работа студентов развивает у них способность критического и аналитического осмысления действительности, способствует пониманию проблем в жизни общества, требующих юридической проработки. Еще Аристотель называл благозаконием состояние общества, когда исполняются существующие в нем законы. Один из его видов предполагает повиновение имеющимся законам, даже если они плохо составлены, а другой – повиновение прекрасно составленным законам, которые могут быть либо наилучшими лишь для данных государств, либо наилучшими в собственном смысле слова. По мнению Аристотеля, наилучший государственный строй должен каждому человеку обеспечить благоденствие и счастливую жизнь.
Ну, а по моему мнению, занятия наукой будут способствовать развитию у студентов нашего вуза способностей, которые позволят вносить им свой вклад в формирование такого строя.
Что выбрать молодому специалисту: научную карьеру или практическую работу в той или иной сфере юриспруденции?
Для меня является очевидным, что правильный ответ на этот вопрос предполагает отказ от противопоставления этих деятельностей тем более их взаимоисключение. Я знаю случаи, когда выпускник юридического факультета поступал в очную аспирантуру или оставался преподавателем в вузе, одновременно работая над кандидатской диссертацией в режиме соискательства или заочной аспирантуры, а затем переходил на практическую работу, например, в судопроизводство. Широко представлена и другая тенденция, когда к активной научно-исследовательской работе приступают уже спустя некоторое время, набравшись практического опыта. Поэтому я не рискну дать совет в таком выборе, он определяется конкретной ситуацией и самим молодым специалистом, взвешивающим все pro et contra (лат. – «за и против»).