В рамках курса «Муниципальное право» студенты 3 курса Кировского института МГЮА имени О. Е. Кутафина потренировались в процедуре аттестации муниципальных служащих. Часть из них выступила в роли членов аттестационной комиссии, другие – в роли муниципальных служащих.
По словам доцента кафедры конституционного и муниципального права Екатерины Заболотских, заместителя директора Института по учебной и воспитательной работе, сегодняшняя встреча – подведение итогов работы в течение целого семестра.
Приятно отметить, что оценить такой интерактивный семинар пришла заведующая отделом муниципальной службы и кадров администрации г. Кирова Светлана Ничунаева.
Перед началом игры Светлана Борисовна отметила, что сама в свое время окончила Всесоюзный юридический заочный институт (ныне это как раз наш ВУЗ), и ни разу не пожалела об этом. «Более того, – продолжила она, – когда мы принимаем юристов на работу, смотрим, какое учебное заведение они окончили и всегда отмечаем высокий уровень подготовки выпускников Кировского филиала Московской государственной юридической академии».
А далее началась сама аттестация. Несмотря на то, что фактически это была игра, от реальной ситуации она ничем не отличалась.
«Муниципальные служащие» вначале отвечали на вопросы теста, а затем по одному представали перед комиссией. Здесь об их конкретных функциональных обязанностях и их выполнении рассказывал их непосредственный руководитель, а после комиссия задавала вопросы, касающиеся знания нормативных правовых актов, например: «Назовите органы местного самоуправлении в муниципальном образовании «город Киров», «Кем избирается представительный орган муниципального образования?», «Что такое муниципальный займ?», «Какие запреты существуют для муниципальных служащих?», «Кто вправе лишить муниципального служащего классного чина?» и другие.
Из трех команд, представлявших разные направления деятельности, лучше всех аттестацию прошел «Отдел по работе с обращениями граждан».
Резюмируя семинар-игру, Светлана Ничунаева подчеркнула: «то, что здесь происходило от реальной аттестации практически ничем не отличалось. Идентичными были и организация процедуры проведения аттестации, и то, как отвечают студенты и служащие. И те и другие также волнуются, причем в числе таковых не только чиновники-новички, но и те, кто работает давно и имеет такие знания, что сам бы мог работать в аттестационной комиссии. Бывает, что кто-то не проходит аттестацию, но таких за 6 лет моей работы в отделе муниципальной службы и кадров было всего двое. Мне очень понравилось, как «руководители» составили отзывы на своих подчиненных. В частности они уловили нюансы в работе служащих – правильно называли должности и кто к какой группе относится. Хорошо показали себя и члены аттестационной комиссии – независимые эксперты, задававшие грамотные вопросы».
По словам Екатерины Заболотских, «то, что студенты проиграли ситуацию, посмотрели, как это происходит во взрослой жизни, – большой плюс». Также Екатерина Михайловна отметила: «в самом начале изучения этого цикла студенты – муниципальные служащие также проходили процедуру поступления на службу и заполняли соответствующие анкеты».
Тем студентам, кто выступил в роли муниципальных служащих, представитель администрации города порекомендовала обратить внимание на вопросы, на которые не были даны ответы. Это, впрочем, имеет место и при настоящей аттестации. Правда, если в реальной жизни человек, который не прошел аттестацию может быть переведен на более низкую должность, или при отсутствии таковой – уволен, то в игре студентов ждет повторная попытка отчитаться о своих знаниях перед преподавателем.