Как отметил ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС Антон Евгеньевич Овчинников, в настоящее время количество рассматриваемых службой дел по фактам ненадлежащей рекламы – значительно увеличилось. В 2012 году их было 160.
Согласно Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38 «реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». «Если при распространении информации нет хотя бы какого-то одного указанного признака, то это информация не является рекламой», – уточнил Антон Евгеньевич.
Вместе с этим, представитель службы отметил, что указанный Федеральный закон не распространяется, например, на политическую рекламу, справочно-информационные и аналитические материалы, сообщения органов государственной власти и местного самоуправления, вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера и т.д.
После рассказа о ряде положений указанного ФЗ (кто такие «рекламопроизводитель», «рекламодатель» и «рекламораспространитель»; что не допускается в рекламе; какие товары нельзя рекламировать и т.д.), представитель Кировского УФАС на примерах раскрыл понятие «недостоверная реклама». Это реклама, где содержатся сведения не соответствующие действительности.
К примеру, ряд фирм заявляют, что их товар «самый лучший». «Прямого запрета на такую формулировку ФЗ не дает, – уточнил Антон Евгеньевич, – но в этом случае фирма должна доказать исключительность своего товара».
Также очень часто при рекламировании биологически активных добавок фирмы используют ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок. Этого по закону делать нельзя.
В последнее время наблюдается множество фактов ненадлежащей рекламы микрофинансовых организаций. Такие фирмы порой, указав на какое-то одно условие услуг, умалчивают об иных условиях соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов или расходов, которые, соответственно, получат или понесут воспользовавшиеся услугами лица.
«Вообще, – подчеркнул Антон Овчинников, – работа по каждому заявлению о ненадлежащей рекламе ведется в индивидуальном порядке. Есть факты, когда сомнений в нарушении закона просто нет, другие случаи достаточно спорные».
Добавим, что в целях повышения правовой грамотности, выявления активных студентов, которым небезразличны вопросы законности в сфере рекламы, и профилактики нарушений рекламного законодательства на территории нашей области, Кировское УФАС объявило среди студентов конкурс «Реклама и право».