ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
eye Версия для
слабовидящих
lk Личный кабинет
обучающегося
lk Личный кабинет
обучающегося
date 29 мая 2014
Роль судебной практики в подготовке юристов

28 мая 2014 г. во Втором арбитражном апелляционном суде состоялся семинар для студентов 2 курса Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) на тему «Полномочия органов местного самоуправления в судебной практике».

Со вступительным словом и краткой характеристикой арбитражных споров с участием органов местного самоуправления выступил председатель суда, кандидат юридических наук В.А. Устюжанинов. «Пожалуй, у нас впервые проходит мероприятие со студентами, которому уделяется такое внимание со стороны руководства и сотрудников аппарата суда», — начал Владимир Анатольевич.

Муниципальное право, как отметил В.А.Устюжанинов, относится к числу юридических дисциплин, в рамках которых решение многих вопросов требует комплексного подхода – во взаимосвязи с иными юридическими дисциплинами. В связи с этим правовое регулирование местного самоуправления является достаточно сложным и, как следствие, не бесспорным. По статистике доля споров с участием органов местного самоуправления в общем количестве рассмотренных Вторым арбитражным апелляционным судом дел за 2012-2013 годы и 4 месяца 2014 года составила 15%. Причем выступали они преимущественно в качестве истцов. Среди дел с участием органов местного самоуправления преобладали споры из гражданских правоотношений (90%). Доля споров из административных правоотношений составила 10%.

По различным аспектам рассматриваемой темы выступили заместитель председателя суда, кандидат юридических наук  Т.А. Щелокаева, начальник отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Т.В. Мочалова, помощник заместителя председателя Е.А. Овечкина, помощник судьи Р.А. Чулков, а также преподаватель института, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Е.М.Заболотских.

Проведенное практическое занятие, безусловно, значимо для будущих юристов, поскольку способствует овладению ими не только теоретическими знаниями о местном самоуправлении, но и практическими навыками реализации муниципально-правовых норм, в том числе через призму судебной практики.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт подготовки юристов ставит задачу сделать обучение практикоориентированным. Но как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Еще в средневековой Англии при подготовке студентов большое внимание уделялось изучению судебной практики.

 

 

Справочно:

В Англии в правление короля Эдуарда I (XIII в.) началась трехвековая практика издания «Ежегодников судебных решений». Первоначально их составляли неофициально юристы-практики и студенты как неформальное описание казусов. Структура «Ежегодников» определялась по предметам исков. Основной целью их создателей было облегчение профессиональной деятельности судей. Когда накопилось достаточное количество казусов, появились сокращенные варианты подобных изданий. Некоторые из сокращенных вариантов создавались студентами в качестве пособий по анализу казусов и назывались «Книгами решений судов общих тяжб». В них наивысшим авторитетом пользовались решения и комментарии к решениям нижестоящих судов, исходившие от Суда лорд-канцлера. Мышление юристов формировалось на базе понятий и терминов, применявшихся в этом суде, например, таких, как собственность, договор, нарушение границы чужого владения, и т.п. Эта трансформация правового мышления стала неотъемлемой частью тогдашнего прогрессивного юридического образования. Книги решений судов общих тяжб были огромными фолиантами, в которые студенты могли записывать сущность казусов, ориентируясь на принятую в то время классификацию по предметам исков, что являлось для них хорошей профессиональной практикой.

 

 

Loading

Поделиться:
Телеграм