ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
eye Версия для
слабовидящих
lk Личный кабинет
обучающегося
lk Личный кабинет
обучающегося
date 22 февраля 2013
Доктор философских наук, профессор, руководитель Центра по работе с филиалами Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) и просто обаятельный мужчина

Уже с первых секунд общения с преподавателями и студентами Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Чеслав Брониславович Далецкий завоевал внимание и доверие аудитории.

Чеслав Брониславович Далецкий на лекции для преподавателей и студентов Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)Лекцию на тему «Формирование коммуникативных компетенций в современном юридическом вузе» Чеслав Брониславович начал с эпиграфа:

Словом можно убить. Словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно предать, и продать, и купить.

Слово можно в грозящий свинец перелить.

«Как же сформировать знания, навыки, умения, которые помогут в дальнейшей  профессиональной деятельности?» — задал риторический вопрос гость из Москвы и в течение полутора часов в увлекательной форме, вперемежку с многочисленными афоризмами и случаями из жизни,  рассказывал о премудростях обращения с «Его Величеством Словом».

«Прежде всего, — отметил Чеслав Брониславович, — при общении нужно помнить два важных правила:

1) не говори, пока тебя не слушают и 2) слушай, когда тебе говорят.

Мы привыкли обдумывать ответ, когда собеседник еще говорит, — продолжил Далецкий, — а ведь именно в этот момент может прозвучать что-то важное (не слушая – можно многое пропустить) и необходимость в Вашем комментарии может отпасть сама собой. Так что выслушайте собеседника, а лишь потом возьмите время на обдумывание ответа и его высказывание».

Чеслав Брониславович привел положения античного канона, касающегося подготовки выступления.

1.     Продумайте то, о чем будете говорить.

2.     Подберите нужные и правильные слова.

3.     Расположите мысли в логической последовательности.

4.     Запомните то, о чем будете говорить.

5.     Собственно изложение материала аудитории.

 

Чеслав Брониславович Далецкий на лекции для преподавателей и студентов Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)По словам Далецкого, несмотря на то, что устная речь, на первый взгляд, кажется довольно простой, ее сложность заключается в том, что излагать материал почти всегда приходится «здесь и сейчас», т.е. времени на обдумывание, в отличие от письменной речи, порой почти нет, и в таких случаях устная речь будет неподготовленной.

Для того, чтобы грамотно излагать мысли, подчеркнул Далецкий, необходимо обладать определенным словарным запасом.

Так, выпускник средней школы знает около 5-6 тысяч слов. Выпускник вуза – около 10 тысяч, а английский докер – около 400 слов.

Гость привел и такие данные: обычный человек в день может запомнить не больше 8 иностранных слов и лишь отличник-лингвист, профессионально занимающийся иностранным языком, может запомнить в день 12 слов.

Что касается написания всевозможных научных работ, здесь Чеслав Брониславович посоветовал прочитать литературу, изложить мысли своими словами и записать их на диктофон, а затем эту запись изложить на бумаге. «С авторством такого текста никто не поспорит», — сказал он.

Следующей рекомендацией столичного гостя стало написание всевозможных поздравлений. «Согласитесь, если Вы выступаете на юбилейном торжестве двадцатым по счету, трудно не повториться. Для того, чтобы выглядеть оригинальным, при составлении поздравления возьмите любую книгу, случайным образом ее откройте, прочитайте первый попавшийся абзац и попробуйте применить его к Вашему тексту, т.е поработайте с текстом творчески».  

Также Чеслав Далецкий рассказал о подготовке к устным выступлениям.

Чеслав Брониславович Далецкий на лекции для преподавателей и студентов Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)Алгоритм в данном случае таков:

  1. Определитесь с темой.
  2. Определите состав аудитории. Здесь важно учесть уровень ее образования, пол, социальное положение и т.д.
  3. Уясните цель и вид речи (если она информативная, используются лекции или доклады; если следует убедить людей — нужна митинговая речь; а если надо людей «пробудить» — необходима проповедь). Здесь же Чеслав Брониславович подчеркнул: «Не надо ставить своей целью удивить аудиторию. Лучше скажите  ей то, что она хочет услышать».
  4. Познакомьтесь с литературой и выберите только то, что необходимо для дальнейшей работы.
  5. Составьте предварительный план выступления и разделите его на подтемы.
  6. Соберите весь материал по теме и уясните его важность, изученность и известность.
  7. Составьте план выступления.
  8. Расположите материал по смысловым блокам. При этом зачин и окончание выступления должны быть очень похожими друг на друга.
  9. Напишите сам текст согласно правилам лексики, грамматики и стилистики.
  10. Составьте конспект.
  11. Отрепетируйте выступление на малой группе.
  12. Сформируйте свой имидж для конкретного выступления.
  13. Познакомьтесь с помещением, где будете выступать.
  14. Перед выступлением – снимите стресс, а также сделайте массаж лица (так разогреются мимические мышцы) и прочитайте чистоговорки.
  15. Сделайте шаг в аудиторию. Здесь особое замечание – поправляйте одежду за кулисами, а не тогда, когда уже предстали перед слушателями.

«А вообще, — сказал Чеслав Брониславович, — никого, ничему нельзя научить, но можно научиться самому!».

Резюмируя свое выступление, гость процитировал еще одно стихотворение и дал напутствие студентам.

Ты себя Демосфеном не числи,

Если в знаниях нету основ!

Не поможет отсутствию мысли,

Даже всё изобилие слов!

«Коммуникативные компетенции и компетентность — это только лишь ваш рабочий инструмент. А профессиональные знания — это та основа, которая всегда обеспечит вам результат коммуникаций», — подчеркнул Чеслав Далецкий.

 

 

Loading

Поделиться:
Телеграм