Уже с первых секунд общения с преподавателями и студентами Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Чеслав Брониславович Далецкий завоевал внимание и доверие аудитории.
Лекцию на тему «Формирование коммуникативных компетенций в современном юридическом вузе» Чеслав Брониславович начал с эпиграфа:
Словом можно убить. Словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно предать, и продать, и купить.
Слово можно в грозящий свинец перелить.
«Как же сформировать знания, навыки, умения, которые помогут в дальнейшей профессиональной деятельности?» — задал риторический вопрос гость из Москвы и в течение полутора часов в увлекательной форме, вперемежку с многочисленными афоризмами и случаями из жизни, рассказывал о премудростях обращения с «Его Величеством Словом».
«Прежде всего, — отметил Чеслав Брониславович, — при общении нужно помнить два важных правила:
1) не говори, пока тебя не слушают и 2) слушай, когда тебе говорят.
Мы привыкли обдумывать ответ, когда собеседник еще говорит, — продолжил Далецкий, — а ведь именно в этот момент может прозвучать что-то важное (не слушая – можно многое пропустить) и необходимость в Вашем комментарии может отпасть сама собой. Так что выслушайте собеседника, а лишь потом возьмите время на обдумывание ответа и его высказывание».
Чеслав Брониславович привел положения античного канона, касающегося подготовки выступления.
1. Продумайте то, о чем будете говорить.
2. Подберите нужные и правильные слова.
3. Расположите мысли в логической последовательности.
4. Запомните то, о чем будете говорить.
5. Собственно изложение материала аудитории.
По словам Далецкого, несмотря на то, что устная речь, на первый взгляд, кажется довольно простой, ее сложность заключается в том, что излагать материал почти всегда приходится «здесь и сейчас», т.е. времени на обдумывание, в отличие от письменной речи, порой почти нет, и в таких случаях устная речь будет неподготовленной.
Для того, чтобы грамотно излагать мысли, подчеркнул Далецкий, необходимо обладать определенным словарным запасом.
Так, выпускник средней школы знает около 5-6 тысяч слов. Выпускник вуза – около 10 тысяч, а английский докер – около 400 слов.
Гость привел и такие данные: обычный человек в день может запомнить не больше 8 иностранных слов и лишь отличник-лингвист, профессионально занимающийся иностранным языком, может запомнить в день 12 слов.
Что касается написания всевозможных научных работ, здесь Чеслав Брониславович посоветовал прочитать литературу, изложить мысли своими словами и записать их на диктофон, а затем эту запись изложить на бумаге. «С авторством такого текста никто не поспорит», — сказал он.
Следующей рекомендацией столичного гостя стало написание всевозможных поздравлений. «Согласитесь, если Вы выступаете на юбилейном торжестве двадцатым по счету, трудно не повториться. Для того, чтобы выглядеть оригинальным, при составлении поздравления возьмите любую книгу, случайным образом ее откройте, прочитайте первый попавшийся абзац и попробуйте применить его к Вашему тексту, т.е поработайте с текстом творчески».
Также Чеслав Далецкий рассказал о подготовке к устным выступлениям.
Алгоритм в данном случае таков:
«А вообще, — сказал Чеслав Брониславович, — никого, ничему нельзя научить, но можно научиться самому!».
Резюмируя свое выступление, гость процитировал еще одно стихотворение и дал напутствие студентам.
Ты себя Демосфеном не числи,
Если в знаниях нету основ!
Не поможет отсутствию мысли,
Даже всё изобилие слов!
«Коммуникативные компетенции и компетентность — это только лишь ваш рабочий инструмент. А профессиональные знания — это та основа, которая всегда обеспечит вам результат коммуникаций», — подчеркнул Чеслав Далецкий.