«Важно, чтобы студент к сессии подошел во всеоружии»: дистанционное обучение в Волго-Вятском институте Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Преподаватели Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) рассматривают сегодняшнюю ситуацию как возможность внедрить в образовательный процесс дистанционные технологии, апробировать новые технические средства. Насколько это удается, с какими трудностями приходится сталкиваться? Вот несколько мнений.

Татьяна Ермакова, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой уголовно-процессуального права и криминалистики:

«Хочу отметить плюсы дистанционной работы на платформе Google Meet: общаясь онлайн, могу сразу поправлять ребят, если они делают ошибки в определениях или схемах. При этом я знаю, что студенты меня слышат, тогда как, в случае общения по переписке, я не всегда уверена, что они до конца прочитывают мои сообщения, где я указываю им на их ошибки. Есть, правда, и минусы Google Meet: во время консультации сложно распределить время подсоединения между студентами, так как я не знаю, кто присоединится к общению. Иногда получалось так, что ребята достаточно долго ждали «своей очереди», чтобы ответить. Семинары и лекции в дистанционном формате я еще не проводила, они у меня начнутся на этой неделе».

Юрий Петухов, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики:

 «В рамках дистанционного обучения происходит совершенствование тех механизмов, что использовались ранее в ходе аудиторных занятий. Приведу такой пример: при проведении практических занятий, когда студенты работали с макетами уголовных дел или с другим раздаточным материалом, у них не всегда хватало времени и технических возможностей использовать весь потенциал, включая нормативно-правовые и научные источники. Сейчас, в домашних условиях, подобных проблем должно быть значительно меньше. Что касается участия студентов в занятиях в формате обсуждения, то и здесь есть положительные моменты: в связи с упразднением этапа терминологического опроса, ребята сегодня в обязательном порядке сопровождают свои сообщения (доклады) презентациями, которые еще до начала занятия попадают в базу, доступную всем остальным студентам группы. Это дает возможность заранее, еще до начала занятия, подготовить вопросы к докладчикам.

Проведение дистанционно лекционных занятий, при их удобстве с точки зрения организационной (не нужно выходить из дома), лично у меня всё же порождает нехватку визуального контакта, когда можно, например, сходу, используя мнемотехнические приемы, сделать ассоциативную зарисовку подаваемого материала исходя из расположения студентов в аудитории».

Игорь Пибаев, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин:

«На дистанционное обучение преподаватели и студенты переведены около месяца назад, 17 марта, поэтому уже сейчас можно сделать некоторые выводы о том, насколько эффективен этот формат работы. Отмечу, что перестроиться удалось достаточно быстро, так как большинство средств я использовал ранее. Сейчас провожу онлайн-занятия (лекции и вебинары с помощью программы Discord), решаем тесты в онлайн-программе Classtime, выкладываю задания в VK, проверяю их и выставляю отметки. Объем работы, конечно, увеличился, так как надо проверять задание у каждого студента, а у меня в этом семестре 11 групп. Из-за этого стирается грань между отдыхом и рабочим временем. Сел утром за компьютер - работаешь, лег спать - рабочий день закончился.

К сожалению, студенты не всегда готовы работать в онлайн-формате. Некоторые пытаются, подключившись, просто отмолчатся, и сложно добиться ответа. Есть и технические сложности: например, может прерываться связь из-за проблем с интернетом, что тоже доставляет неудобства. Иногда и у меня самого возникают проблемы. Так произошло на практическом занятии 27-й группы по муниципальному праву - внезапно перестал работать микрофон у компьютера, пришлось в экстренном формате устанавливать Discord на телефон и продолжать занятие с него. Хорошо, что магазины электроники работают через интернет с доставкой - смог решить проблему в этот же день.

Главное, на мой взгляд, несмотря на все трудности, стараться донести материал до студента, чтобы к сессии он подошел во всеоружии».