Новости

 

Волго-Вятский институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»

Официальный сайт msalkirov.ru, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В Волго-Вятском институте (филиале) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), обсудили вопросы принятия и применения нормативных правовых актов в Кировской области

В работе межведомственного «круглого стола» приняли участие заместитель начальника Управления Минюста России по Кировской области Ольга Владимировна Бычкова, заместитель председателя Законодательного Собрания Кировской области Михаил Вячеславович Курашин, преподаватели и студенты Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), студенты Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

В самом начале встречи студенты дали определение понятию «нормативный правовой акт» и отметили, что в настоящее время этот термин – понятие научное и на федеральном уровне официально не закреплено. Между тем, сам нормативный правовой акт в национальной правовой системе России считается основным источником права.

После короткого вступления первокурсницы Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Алла Потанина и Анна Кирпикова выступили с докладами, соответственно, «Критерии определения правового акта как нормативного» и «Проблемы вступления нормативных правовых актов в юридическую силу».

Заместитель начальника Управления Минюста России по Кировской области Ольга Бычкова очень подробно рассказала о правовой экспертизе нормативных правовых актов Кировской области. При этом она подчеркнула: «Мы стараемся проводить экспертизу таких документов на стадии проектов, поскольку легче не допускать правотворческих ошибок, чем исправлять их. В результате такой работы в год, не соответствующими законодательству, признаются лишь 8-9% нормативных правовых актов». В целом же за год региональное Управление Минюста проводит экспертизу порядка 1,5 тысяч нормативных правовых актов.

Сама же экспертиза включает в себя не только анализ правовых норм, но даже проверку последствий принятия нормативных правовых актов.

Также О.В. Бычкова отметила, что в стране действует мониторинг правоприменения. Он позволяет, например, вносить коррективы в действующие нормы, исходя из реалий жизни.

Свои позиции на «круглом столе» изложили и преподаватели Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).     
Так руководитель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Елена Леонидовна Баранцева, рассказала о «Критериях построения системы российского законодательства».

Ссылаясь на данные аппарата правового управления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, она отметила, что в течении сессии федеральным законодательным органом рассматривается до 600 законопроектов, принимается же порядка 120-130 законов. Много законодательных актов принимается и на уровне региона.

Само же законодательство по уровням подразделяется на федеральное и региональное. При этом федеральное законодательство обладает более высокой юридической силой по отношению к региональному.

Между тем, законодательные (представительные) органы субъектов страны могут инициировать принятие или корректировку любого федерального закона.

Другой преподаватель нашего Института - Евгения Сергеевна Чиркова в своем выступлении подняла проблемный вопрос: «Нужен ли «Закон о законе»?».

Как отметила Евгения Сергеевна, основа эффективного развития правовой системы - совершенствование юридического качества нормативных правовых актов, формирование единой и непротиворечивой системы российского законодательства, строгая согласованность нормативных правовых актов, высокое содержательное и юридико-техническое качество подготовки их текстов, организационная и ресурсная обеспеченность реализации правовых норм.

Отсутствие специального регулирования системы нормативных правовых актов и правотворческой практики, порождает множественные коллизии и пробелы в правовом регулировании, оказывает негативное влияние на правоприменительную практику и, в конечном счете, приводит к отчуждению права от реальной жизни.

В законодательстве субъектов РФ функционируют законы о порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов, например, в Республике Адыгея, Республике Алтай, Тюменской области,  Орловской области и других.

В связи с этим разработка и принятие закона Кировской области «О нормативных правовых актах Кировской области» представляется актуальным и важным делом, - подчеркнула Е.С. Чиркова.